tesey (tesey) wrote,
tesey
tesey

Незаметный юбилей, или как и почему Москва стала городом мирового уровня

1.jpg

В уходящем году Москва отметила своеобразный юбилей, к сожалению, никак не отмечавшийся не только публикой, но и профессиональным сообществом столичных архитекторов, проектировщиков и строителей. Ровно пять лет понадобилось на строительство трёх новых станций метро – «Бутырской», «Фонвизинской» и «Петровско-Разумовской». Открывал новый участок Люблинско-Дмитровской линии лично мэр города Сергей Собянин в пятницу, 16 сентября. Вообще же к открытию в 2016 году готовятся ещё восемь новых станций метрополитена. Но вернёмся к первой из названных цифр – пять лет. Она принципиально важна для новейшей истории города.


2.jpg

Если попытаться классифицировать и упорядочить такую краеведческую науку, как «москвоведение», можно с достаточной долей уверенности выделить в ней такой раздел, как «метроведение». Московское метро, которое по праву считается одним из самых красивых в мире, заслуживает самого пристального внимания, изучения и восхищения. Неудивительно, что множество энтузиастов активно интересуется историей столичной подземки. Тем более что история эта пишется буквально на наших глазах, и сегодня множество блоггеров, авторов и просто интересующихся могут достаточно свободно посещать строящиеся станции, представляя публике удивительную фотолетопись. Свой первый конкурс на строительство новых линий и станций московского метрополитена «Мосинжпроект» выиграл пять лет тому назад, в 2011 году.

Ну а в 2013 году название компании зазвучало особенно громко: «Мосинжпроект» получил функции генерального подрядчика на строительстве всех новых станций Московского метрополитена. К тому времени «Метрогипротранс» был приватизирован, а город остро нуждался в генподрядчике, способном централизованно управлять проектированием и строительством метрополитена. И не только метрополитена: к 2011 году перед Москвой отчётливо стояла печальная перспектива тотального транспортного коллапса. Средневековая планировка города с кольцами и узкими сквозными магистралями через центр города, бессистемная застройка территорий, предназначавшихся для строительства новых транспортных магистралей, другие градостроительные ошибки привели к тому, что городу прочили перманентную автомобильную пробку с изоляцией отдельных районов. Более того, разгрузить наземные транспортные коммуникации за счёт увеличения пассажиропотока в метрополитене также не представлялось возможным. Метрополитен работал на пределе.

С учётом сложившейся тогда ситуации победа «Мосинжпроекта» в конкурсе на строительство метрополитена и последовавшее за ним получение статуса генерального подрядчика выглядит разумным и закономерным. Если, конечно, знать историю компании и историю Москвы, в которой и только в которой могла появиться такая компания, как «Мосинжпроект».
У городов, подобных Москве, свой, особый путь развития, и проложить его могут структуры, зародившиеся в мегаполисе и способные как оперативно решать актуальные для него вопросы, так и работать на стратегическую перспективу.

Не без удовольствия демонстрируя туристам имперское величие Москвы, мы, как правило, с удовольствием показываем им гранитные набережные рек, широкие проспекты, захватывающие дух панорамные виды города, его мосты, здания, памятники. При этом вряд ли кто-то знает, какова доля участия специалистов «Мосинжпроекта» в создании современного облика Москвы. Сделать подобные подсчёты крайне затруднительно. Прежде всего потому, что доля эта, без преувеличений, колоссальна. Ведь институт «Мосинжпроект» создавался специально для реализации масштабных проектов, преобразивших Москву, заслуженно поставивших её в ряд крупнейших мегаполисов мира.

Свою историю компания ведёт с 28 октября 1958 года, когда распоряжением Моссовета произошло слияние двух подразделений Главмосстроя – «Мосподземпроекта» и «Дормостпроекта». В результате этого соединения и появился проектный институт «Мосинжпроект».
В конце 50-х годов в Москве стартовала программа по массовому жилому строительству. Сотни тысяч жителей города планировалось переселить из бараков и тесных коммуналок в индивидуальные квартиры. История города до этого момента не знала столь масштабной застройки – границы Москвы резко расширялись за счёт создания новых жилых районов.

Строительство подобных районов требовало создания принципиально новой инженерной инфраструктуры. Для этого было необходимо комплексное проектирование, учитывающее не только оперативные задачи, стоящие перед строителями, но и перспективные направления развития городского хозяйства, его последующего расширения и модернизации.
Костяк, кадровую основу нового коллектива, составили опытнейшие специалисты, профессиональная элита тех лет. Это обстоятельство привело к тому, что список задач, ставившихся перед институтом, постоянно расширялся. С первых же дней работы института его специалисты делом доказали, что способны успешно решать самые сложные и нетипичные проблемы в градостроительстве. Как результат реализация проектов, которые по праву называются «уникальными» и «не имеющими аналогов».

По разработанным в первые годы работы проектам в Москве построены улица Горького, Садовое кольцо, улица Новослободская и инженерные сооружения на них, сообщается на сайте компании. Одеты в гранит набережные и мосты на Москве-реке, водоотводном канале и реке Яузе. Осуществлены мероприятия, связанные с массовой газификацией города. В связи с постройкой канала им. Москвы запроектировано и построено не имеющее аналогов сооружение – глубокий дренаж в Замоскворечье.

К числу прорывов института в начальный период деятельности относятся построенные и реконструированные по его проектам Ленинский и Кутузовский, Рязанский и Пролетарский проспекты, Волоколамское, Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щелковское и Каширское шоссе с подземными пешеходными переходами и коммуникациями; мосты – Высокояузский и Шлюзовой, Спасский и Химкинский на МКАД, а также Нагатинский комплекс мостовых сооружений. С использованием передовых методов проектирования построены Алтуфьевский, Сайкинский, Москворецкий, Царицынский, Покровский путепроводы, Ульяновская эстакада.

Вместе со столицей «Мосинжпроект» преодолел в развитии несколько социально-технологических эпох, на этом пути всегда выступая в роли локомотива. Специалисты профильных мастерских института первыми освоили проектирование бесканальной прокладки тепловых сетей с использованием труб с пенополиуретановой изоляцией, микротоннелирование, сооружение транспортных и коммуникационных тоннелей с помощью проходческих комплексов со щитами больших и средних диаметров и многое другое.

Сегодня инжиниринговая компания «Мосинжпроект» считается одним из лидеров строительной отрасли страны и одной из самых динамично развивающихся компаний России. Об этом свидетельствуют многочисленные награды компании. Компания занимает 110 строку рейтинга РБК-500. Это первый в истории России рейтинг крупнейших отечественных компаний, представляющих элиту нашей экономики. Среди компаний строительной отрасли «Мосинжпроект» занял шестое место.

Таким образом, та роль, которую «Мосинжпроект» играет в сегодняшней Москве, вполне оправдана и объяснима – огромный опыт, накопленный за годы работы, позволяет решать проблемы комплексно. Именно такой подход и нужен сегодняшней Москве, когда тысячи специалистов «Мосинжпроекта» в тесном взаимодействии друг с другом проектируют не только новые линии метрополитена, но и надземную транспортную инфраструктуру, тем самым «открывая» Москву, расширяя её транспортные возможности с учётом всех влияющих на трафик и пассажиропоток факторов. Для этого требуется эффективное аккумулирование и распределение ресурсов, максимальная реализация строительного потенциала города и оригинальные решения, позволяющие преодолевать проблемы, которые с полным на то основанием ещё пять лет тому назад классифицировались как «неразрешимые». То есть практически «имперская» централизация, только с помощью которой и можно реализовать «имперские» градостроительные проекты для такого города, как Москва.

Помимо беспрецедентного по темпам и масштабам строительства метро, уже упоминавшегося ранее, специалисты «Мосинжпроекта» заняты созданием принципиально новой для города наземной транспортной инфраструктуры, которая совмещается с подземкой путём создания транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Это также новые развязки на пересечениях с МКАД, существенно повышающие пропускную способность столичных автотрасс. Это проектирование и строительство так называемых «хорд» - скоростных автомагистралей, проходящих Москву насквозь в обход центра города. Северо-Восточная хорда, Северо-Западная хорда и Южная рокада - эти магистрали не только «открывают» Москву, перенаправляя транзитные потоки транспорта, но и решают многочисленные транспортные проблемы как внутри районов города, так и на межрайонных направлениях.

Реализация подобных проектов – с одновременным расширением сети метро и модернизацией улично-дорожной сети – требует точнейшей координации усилий, ювелирно-точного их приложения таким образом, чтобы, меняя облик Москвы, не нарушать привычный ритм жизни города, не создавать дополнительных неудобств для его жителей. В ходе этой работы появляются уникальные решения такие, как транспортные тоннели, принципиально новые развязки, эстакады, путепроводы.

Удивительно, но попутно с преодолением транспортных проблем города «Мосинжпроект» реализует и единственные в своём роде проекты, имеющие исключительную имиджевую важность для города. Это и реконструкция Большой спортивной арены «Лужники», уже являющейся одним из символов Москвы, и реализация абсолютно уникальных проектов, единственных в своём роде, не имеющих аналогов в мире. Таких как театр «Геликон-опера» или парк «Зарядье», где на одной площади планируется разместить не просто уникальные природные и культурные объекты, но и различные климатические зоны России, где полярная тундра будет соседствовать со знойными южными степями и субтропиками кавказских предгорий.

Именно такие проекты как нельзя лучше подчёркивают особый статус Москвы, её право называться одной из мировых столиц и столицей государства, способного влиять на процессы планетарного масштаба.


Tags: Москва, строительство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →