tesey (tesey) wrote,
tesey
tesey

Московские тренды: дороги, которые мы выбираем



Коллегия строительного комплекса Москвы, прошедшая в среду 24 февраля, традиционно не осталась без внимания официальных СМИ – недостатка в сообщениях «из зала заседаний» нет. Обычно суховатые, не самые приятные для чтения, сообщения с подобных мероприятий многие из нас читают вскользь, по диагонали, а то и вовсе пролистывают не глядя. Однако в этом году многое изменилось: «что-то пошло не так» в мировой экономике, трещат по швам еще вчера казавшиеся прочными геополитические платформы, правительства выдают прогнозы один тревожнее другого.


Кризис. Термин этот прочно вошел в обиходный словарный запас обывателя, и коллегия, состоявшаяся под председательством мэра Москвы Сергея Собянина, это не только шлейф официоза в информационном потоке дня, но и возможность сделать остановку для хотя бы беглого анализа происходящего. Ведь, как бы ни высокопарно это звучало, на наших глазах делается история Москвы. И все мы отлично усвоили, что именно решения, принимаемые в кризисные периоды, становятся ключевыми опорными точками, от которых зависит настоящее и будущее москвичей.

Итак, давайте попробуем преодолеть бюрократические формулировки и рассмотреть основные векторы развития московской строительной сферы – станового хребта городской экономики.

«Впервые за последние десятилетия Москва поехала быстрее»

Это слова из доклада мэра Собянина. Московский дорожный трафик и организацию движения в городе (особенно в последние годы) не критикует только ленивый, но факт остается фактом – Москва действительно поехала быстрее, несмотря на то, что количество автомобилей в городе растет с каждым годом - и всего каких-то пять лет тому назад город устойчиво занимал первое место в мире по количеству проведенных в пробках времени, уже в 2014-м «Яндекс» впервые в новейшей истории города отметил падение этого негативного показателя. Как показало время, это был не случай, это есть тенденция.

Дорожное строительство и развитие транспортной сети является для столичных властей приоритетным направлением, судя по тому значению, которое ему придается. По итогам прошлого года в Москве появилось 100 км новых дорог, 32 таких дорожных объекта, как эстакады и тоннели, включая знаменитый долгострой Алабяно-Балтийский тоннель. Дорожный трафик заметно оздоровился благодаря вылетным магистралям и строительству новых развязок на МКАД. Что ж, ждем завершения строительства Северо-Западной и Северо-Восточной хорд и Южной рокады, влияние которых на движение в Москве даже по самым скромным подсчетам дает внушительный повод для оптимизма.



Но еще более обнадеживает тот факт, что московские власти не намерены сбавлять темпы строительства: в текущем году также планируется сдать в эксплуатацию 100 км дорог, 30 искусственных сооружений и 15 пешеходных переходов. В этот список входит завершение реконструкции Рязанского проспекта, Щелковского шоссе, а также строительство трех этапов Северо-Западной хорды.

Выходим на землю...

Одной из главных сенсаций состоявшейся коллегии стало заявление московского мэра о том, что буквально на днях принято решение о продлении Сокольнической ветки Московского метрополитена. Город решил не останавливаться на «Румянцево» и «Саларьево», сданных в эксплуатацию в конце прошлого года.

Заместитель мэра по вопросам строительства и строительной политики Марат Хуснуллин поясняет собравшимся: "Мы приняли решение поднять метро на землю. Вместо скоростного трамвая сделать метро фактически до Коммунарки. Пять станций, девять километров. Одна станция будет непосредственно на границе на пересечении с Калужским шоссе, одна станция будет на территории Коммунарки".

Если озвученные на коллегии планы будут выполнены, то текущий 2016 год войдет в историю развития транспортной инфраструктуры Москвы как рекордный. Помимо озвученных выше 100 км новых автодорог нас ждет строительство еще 20 км линий метро и долгожданное открытие МКЖД, а это еще 54 км общественного рельсового транспорта в плюс. Для скорейшего ввода в эксплуатацию МКЖД в целом и станции «Технопарк» в частности Марат Хуснуллин даже предлагает организовать работы в ночную смену.

Еще одна впечатляющая цифра, на проверку которой реальностью не уйдет много времени: 30 новых станций метрополитена планируется построить в ближайшие три года.

«Уходящая натура»

Восемь процентов – именно столько ветхих пятиэтажек осталось снести и расселить в рамках соответствующей программы. «Хрущобы» уходят.

Итоги пятилетки вкратце выглядят так: в сравнении с 2010-м темпы строительства выросли в 1,5 раза, за прошедшие 5 лет в Москве построено и введено в строй более 41 млн кв. м новых зданий и сооружений, общий фонд городской недвижимости вырос на 10%.
Еще один рекорд поставлен в прошлом, кризисном, году: введено в эксплуатацию 9,12 млн кв. метров новых зданий, включая 3,8 млн кв. м жилья. «В городе больше нет дефицита офисных и торговых площадей», — отмечает Собянин.

Однако для нас, тех, кто живет в городе, подвергнутом некогда ожесточенной точечной застройке, важны не столько количественные, сколько качественные показатели. Так вот, за те же 5 лет в Москве построено и введено в строй порядка 240 детсадов и школ, более полусотни больниц, поликлиник и станций «Скорой помощи», 55 спортивных объектов и более 30 т.н. «учреждений культуры». По словам мэра, в ближайшие 3 года только на средства инвесторов будет построено более 100 образовательных учреждений, а также десятки больниц и спортивных сооружений. Таким образом, время безликих «жилых массивов», где дорога до школы или больницы занимает часы, также уходит в прошлое.

Еще одна характерная особенность – более 3 млн кв. м жилой недвижимости в прошлом году построено и введено на территории Новой Москвы. Как заявляет Марат Хуснуллин, это позволило создать порядка 20 тыс. новых рабочих мест. Расшифруем: 20 тысяч рабочих мест – это вдвое больше, чем по итогам предыдущего, 2014-го года. И это при росте населения Новой Москвы на 40%. А это значит, что уходят в прошлое и «спальные районы». Уходят благодаря строительству жилья с обязательным элементом социальной инфраструктуры и т.н. «точками экономического роста», среди которых действующие уже сегодня бизнес-центры "Румянцево", "КомСити" и "К2", агрокластер «Фуд Сити» и другие. Уже упомянутый ранее административно-деловой центр «Коммунарка» в скором времени, если озвученные планы будут выполнены, также войдет в этот список.
Кстати, раз уж речь снова о «Коммунарке»: в текущем году на территории Новой Москвы планируется построить и ввести в строй 3,7 млн кв. метров жилья.

Еще одна категория недвижимости, с которой Москва расстается уверенно и без сожаления, это, конечно же, промзоны. Динамичное развитие ЗИЛа в последние годы убедительно показывает, что у этого направления большое будущее, благо московское правительство предоставляет инвестирующим в реорганизацию промзон и развитие технопарков существенные налоговые льготы – от 10 до 20 %.

Линия защиты

Ответ на вопрос о том, что будет с московской строительной сферой в условиях кризиса, участниками коллегии озвучен прямо, без иносказаний и оговорок. Сложная экономическая ситуация не приведет к падению темпов строительства. Ведь именно строительство станет драйвером сохранения экономического потенциала Москвы и выхода из кризиса.

Арифметика одновременно проста и не поддается точному подсчету. Сегодня в строительстве занято порядка 750 тыс. человек. Это не считая (посчитать точно просто невозможно) тех, кто работает в смежных отраслях: производство и поставка стройматериалов, комплектующих, расходников, логистика, торговля недвижимостью, сервисные и ремонтные работы, транспортная инфраструктура и ее обслуживание, а также многое-многое другое, что так или иначе связано с недвижимостью, от производства сантехники и мебели до услуг юристов и дизайнеров.

Неудивительно, что московское правительство не отказывается от исполнения адресной инвестиционной программы (АИП) даже в сегодняшних условиях. Активно сокращается число административных процедур и т.н. «непроизводственных издержек» - бюрократических препон, мешающих нормальному функционированию бизнеса. Москва фактически стоит на пороге завершения работ по созданию полного цикла оказания электронных услуг. Все это призвано сделать деятельность инвесторов, застройщиков и других участников рынка максимально комфортной. Включая рядовых рабочих, ведь Собянин особо подчеркнул, что в ответ на меры по поддержке бизнеса он ожидает, что владельцы не будут создавать «критических точек» в виде задержек выплаты зарплат рядовым сотрудникам.


Tags: Москва, метро, общество, строительство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →